Финансовые услуги – это услуги финансового посредничества, кредита, то есть услуги, в которых деньги являются объектом, а не средством. Примерами организаций, оказывающих финансовые услуги, являются банки, инвестиционные банки, страховые и лизинговые, брокерские компании и множество других компаний. Финансовые услуги подразделяются на:
1 Банковские услуги – ряд финансовых услуг, право совершения которых принадлежит только банкам. К этим услугами относятся:
-
- Привлечение денежных средств во вклады;
- Расчетно-кассовое обслуживание.
2 Существуют финансовые услуги, которые предоставляются не только банками:
-
- Кредитование (включая жилищное кредитование или ипотеку);
- Денежные переводы.
3 Кроме того, существуют инвестиционно-банковские услуги – в общем смысле услуги посредничества между потребителем и фондовым рынком:
-
- Депозитарные услуги;
- Финансовое консультирование;
- Оценка собственности.
4 К финансовым услугам относятся и страховые услуги – услуги по защите имущественных интересов физических и юридических лиц (страхователей) при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных (страховых) фондов, формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов (страховой премии):
-
- Страхование;
- Перестрахование.
Рынок финансовых услуг гораздо шире, однако именно данные услуги можно отнести к потребительским – подпадающим под действие законодательства о защите прав потребителей.
Защита прав потребителей в сфере финансовых услуг
Тема является весьма актуальной – в России крайне низкая финансовая грамотность населения, а также слишком сложное и запутанное финансовое законодательство, разобраться в котором простому потребителю крайне сложно.
Можно выделить два основных вида нарушений прав потребителей – нарушение сроков оказания услуг (например, задержка денежного перевода) и ненадлежащее оказание услуги (например, необоснованный отказ от страховых выплат).
При нарушении прав потребителей в сфере оказания финансовых услуг применяются общие механизмы защиты прав, предусмотренные Законом РФ «О защите прав потребителей». В данной области отделом консультационных услуг для потребителей осуществляется подготовка и направление претензий в адрес исполнителей с требованиями, предусмотренными ст. 28, 29 Закона РФ «О защите прав потребителей», анализ имеющихся документов, помощь в сборе доказательственной документальной базы, подготовка исковых заявлений в суд как первой, так и второй инстанции.